Казахские обычаи и традиции в первый год жизни ребенка

Казахские обычаи и традиции в первый год жизни ребенка |
30 мая 2016

 Какое это чудо – появление на свет малыша.  Все вокруг в нетерпении ожидания нового человечка. Конечно же, всем хочется, чтобы ребенок рос здоровым и крепким на радость маме с папой. С этой целью заботливые родители с незапамятных времен проводят разные обряды и ритуалы, призванные оградить дорогое чадо от всего плохого. У каждого народа они абсолютно разные.

 В Казахских традициях большое внимание уделяется первому году жизни малыша. Особенно важными были 40 дней после рождения. Ребенок считался еще, как бы не родившимся. Поэтому в этот период его особенно тщательно охраняли от злых духов. Ведь они могли подменить малютку или сделать что-то недоброе с ним. Для устрашения нечистой силы все 40 дней возле люльки с малышом горел светильник.

 Отрезать пуповину доверяли крестной матери ребенка – киндик шеше. Она была важной фигурой в жизни дитя, выполняя роль второй мамы. Как правило, это была женщина добрая и хозяйственная. Ведь малышу передавались все ее черты. Очень важно было окружение ребенка в первые месяцы его жизни. Все обряды доверялось проводить только людям с открытой и доброй душой, чтобы именно таким стал малыш в будущем. Первой положить малыша в кроватку доверяли его крестной матери. Она зажигала специальную палочку, чтобы отогнать злых духов от люльки  и только потом ребенок мог опробовать свою первую кроватку – бесик. Положив младенца в колыбель, крестная мама накрывала его одеялом, халатом, кибинеком и шубой. Чтобы девочка росла красавицей под подушку ей подкладывали расческу и зеркальце. А мальчик должен был вырасти защитником и хорошим наездником, поэтому в его кроватку клали нож, нагайку и узду.

 

 Одним из важным казахским обрядом после рождения ребенка считался кыркынан шыгару или «вывод из 40 дней». Для мальчика он проводился на день раньше, тогда из него вырастал сильный и смелый мужчина. А для девочки на день раньше, чтобы выросла спокойной и послушной. В течение первых 40 дней ребенка старались никому не показывать, зато потом сам обряд превращался в грандиозное событие. В дом приглашались только женщины и для них устраивался богатый дарстахан. Вечером бабушка вносила в комнату две миски. В одной были серебряные монеты и украшения, а в другой вода. Обе чашки пускались по кругу. Каждая гостья зачерпывала ложкой воду и лила ее в миску с водой, озвучивая при этом пожелания для малыша. Например, быть здоровым, сильным и богатым. Всего в миске с монетами должно было оказаться 40 ложек воды. После чего малютку омывали этой водой, наделенной особой силой, стараясь омыть малыша полностью. Иначе в будущем ребенка ждали болезни. После омывания все монетки и украшения раздавались гостьям, в качестве награды.

 В тот же день ребенку первый раз стригли ногти и волосы. Естественно, удостоившийся этой чести, был человеком положительным. Состриженные волосы клали в тряпочку и пришивали к плечу одежды ребенка. А состриженные ноготки закалывали в укромное место, чтобы никто не нашел. В распашонку, которую малыш носил в первые 40 дней своей жизни, заворачивались сладости. Такой лакомый сверток привязывали на шею собаки и тут начиналось веселье для ребятишек. Им разрешалось поймать собаку и разделить сладости между собой.

Через 40 дней во время ат кою ребенку давали имя. Право выбрать имя для малыша было у старейшего из родственников. После утренней молитвы мулла произносил имя три раза в ухо дитя. В этот же день устраивался колжа – обряд угощения матери. Его целью было восстановление сил роженицы. Ради такого события закалывали молодую овцу. Первой разрешалось есть матери. Шейный позвонок не выбрасывали, а насаживали на палочку. Таким образом, получался своеобразный амулет. Он обычно висел в женской половине юрты до тех пор, пока малыш не научится самостоятельно держать головку.

 Примерно в год, а вернее, как только малыш начинает радовать маму и папу своими первыми шажками, проводился обряд «обрезания пут» или тусау кесер. Вся организация праздника ложилась на плечи крестной мамы. Малышу на ножки завязывались путы в виде восьмерки. Делались они из черных и белых ниток, как символ многообразия жизненных перипетий. На глазах у всех гостей путы перерезал энергичный и успешный человек. После перерезания малыша проводили по дорожке из белой ткани (ак жол) – светлому жизненному пути. Пока малыш топал, ему в след бросали конфеты (шашу). В конце пути раскладывались разные предметы: деньги, кольца, сладости. Что больше понравится малютке, к тому он будет стремиться всю свою жизнь.

 В наши дни все эти традиции могут стать особенным поводом, чтобы собраться лишний раз в кругу семьи. Только представьте себе, сколько  невероятных эмоций и воспоминаний Вы получите, совмещая, как говорится, приятное с полезным.

Фотоисточники: veta.kz; matritca.kz; kreyzi.ru; de.pinterest.com

Комментарии ( 0 )     |     

Добавить комментарий